Опубликовано пользователем Editor
20 марта в нашем городе началось активное празднование праздника Наурыз. На главной площади областного центра у Парка Первого Президента были устроены юрты. В каждой юрте горожан и гостей областного центра ждали интересные тематические выставки. Обустроить в одной из юрт символическую обстановку быта семьи сына Великой Степи, ученого и просветителя Ахмета Байтурсынова было поручено руководству Гуманитарно-Технического колледжа. Байтурсынов Ахмет (Ахмет Байтурсынулы) (28.01.1873, ныне а. Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области — 08.12.1938, Алматы), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.
В январе 1916 г. Байтурсынов — участник заседания мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Февральской и Октябрьской революциям Байтурсынов сформулировал так: «Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой». Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении.
В марте 1919 г. Байтурсынов направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома. В 1920 г. Байтурсынов написал письма В. И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане.
В апреле 1920 г. Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920–1921 — нарком образования КазАССР. В 1922–1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921–1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.
8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: «Мой идеал — по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание».
8 декабря 1938 Байтурсынов был расстрелян. Первая книга Байтурсынова «Қырық мысал» («Сорок басен») вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге «Маса» («Комар», 1911) — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.
Стараниями администрации колледжа и педагогического коллектива выставка и презентация трудов поэта прошли на высоком уровне. Заместитель директора Дубинец И. А. и преподаватель Макишев А. К. воссоздали обстановку 30-х годов прошлого века. Используя материалы музея колледжа и епархиального музея (предоставленные древлехранителем епархии Махиня В. А.), педагоги умело обустроили юрту, показав уголок быта казахстанцев того времени.
Гостей юрты сердечно встречали педагоги Базарбекова А. К., Айтмагамбетов Т. Т., Коробейникова Т. В., Жолошканова О. К., Аверченко А. В., организовав знакомство гостей с жизнью и творчеством Байтурсынова, угостили всех сладкими подарками. Байгузинов А. Т. прекрасно перевоплотившись в образ великого поэта, прочитал для зрителей некоторые его произведения.
Педагоги колледжа достойно справились с поставленной перед ними задачей, создав праздничную атмосферу для всех гостей праздника.